• Ольга Андреева

Кадры решают все или почему не приживается кайдзен на наших предприятиях?

Одной из главных проблем, которые мы видим на предприятиях, внедряющих бережливые принципы, является проблема поддержки изменений и вовлечения работников в процесс постоянных улучшений.

Причин этому много, как показала наша практика, причем они идентичны в разных отраслях…


1. Причина.

Неверие самих руководителей в то, что каждая сэкономленная секунда рабочего времени и каждый рационально использованный грамм сырья имеют значение! А рабочие тем более это не понимают и не заморачиваются такими размышлениями…

Верим только в долгосрочные инвестиции и агрессивный маркетинг! Производим как умеем и продаем по принципу: Все равно купят…, как в известной рекламе.


2. Причина.

«Непрерывное совершенствование» остается на бумаге в программе повышения производительности, в стратегиях его вообще нет и никак не вплетается в культуру компании на уровне операционной деятельности.


3. Причина.

Не обучили работников, что такое потери и как с ними бороться, а главное- зачем вообще чего-то улучшать, если и так сойдет!

Это лишь толика причин, их много, не буду их перечислять, так как сегодня речь пойдет об обучении работников. На каких-то предприятиях есть программы профессионального обучения (я имею в виду предприятия, с которыми мы работаем как консультанты и тренеры, это средние предприятия), на других нет. Но все руководители сетуют, что на рынке труда специалиста нормального не найти, лодыри, всем подай высокую зарплату, а брак все равно гонят.. какой там с ними кайдзен…


Что же делать? Обратимся к истории.

В 1940-х годах, когда Соединенные Штаты начали войну в Европе, и миллионы мужчин оставили рабочие места на производстве, чтобы присоединиться к вооруженным силам, неожиданно создался разрыв в рабочей силе.

Этот разрыв заставил предприятия нанять миллионы людей, которые никогда не работали на фабрике.

Половину из них составляли женщины, которые до этого выполняли роль домохозяйки. Таким образом, возникла необходимость в разработке программы для быстрой поддержки производства военной техники и, таким образом, обучения неопытных рабочих и решения проблем, связанных с наймом новых сотрудников.



Была назначена группа экспертов, состоящая из специалистов в области управления и образования - из промышленности и академического мира, которые создали замечательный метод, который назвали TWI.


TWI - это серия из трех программ обучения, которые обучают фундаментальным навыкам, которые необходимы каждому работнику для достижения успеха.

Это дает вашим менеджерам навыки преобразования культуры вашей организации, независимо от отрасли: производство, здравоохранение, сфера услуг, строительство - везде, где человек выполняет свою работу.


TWI помогает компании или организации изменить свою культуру на бережливое производство. Он не дает всех ответов на вопросы бережливого производства, но он заставляет всех думать одинаково и мыслить экономно.


TWI является важным элементом программ бережливого производства и непрерывного совершенствования по всему миру, включая производственную систему Toyota.


После войны мужчины и женщины, служившие в армии, вернулись к своей обычной работе. Это означало, что почти все сотрудники, обученные TWI, были заменены, и это быстро положило конец использованию TWI в США.


Когда TWI исчез из США, этот метод был доставлен в Японию американским правительством. Цель состояла в том, чтобы восстановить промышленность Японии. TWI быстро распространился, и сегодня японская промышленность по-прежнему ежегодно обучает с его помощью тысячи людей TWI. Одной из компаний, которые в 1951 году приняли TWI, была Toyota, и TWI до сих пор остается краеугольным камнем в обучении руководителей команд Toyota.


Однако, TWI снова появился в США и быстро распространяется по Европе.


Как вы думаете, почему Макдональдс никогда не говорит о дефиците кадров?

А ведь компания имеет бизнес в 132 странах мира, а вы думаете, что она гоняется за квалифицированными кадрами? Да где их взять, ведь кадровый голод реально везде сегодня и он будут расти!

Секрет прост и кроется в применении метода TWI, на основе которого Макдональдс разработал эффективную систему развития навыков и рабочих стандартов, которые и позволяют в любой ситуации, в любой стране, хоть в самой отсталой, иметь успешный бизнес.


Что мы вынесли из 80-летней истории?

Мы узнали, что люди по-прежнему совершают ошибки и что построение позитивных отношений, улучшение рабочих процессов, решение сложных проблем и создание безопасных рабочих мест по-прежнему являются важными основами успешного бизнеса и будут в будущем.

Но мы также узнали, что у нас есть верное и проверенное лучшими компаниями мира средство, чтобы формировать собственные команды из самых обычных людей, превращая их в высококвалифицированных работников, агентов изменений – это программы TWI.


«Нельзя пренебрегать накопленным в мире опытом, особенно когда дефицит высококвалифицированных рабочих кадров составляет 60%», – убежден наш партнер и коллега Сергей Смирнов, эксперт в области Training Within Industry (TWI), обучения на производстве.

Именно навыки ваших работников и организация производственных и административных процессов больше всего влияют на операционную эффективность всего предприятия.

Метод применим в авиастроении, автомобилестроении, логистике, энергетике, транспорте, медицине, машиностроении, производстве строительных материалов, нефтяной и пищевой промышленности...

Мы начали обучение методам TWI линейных менеджеров и рабочих в рамках программ повышения производительности труда в машиностроении, морских терминалах, дорожном строительстве и в пищевой индустрии. В Краснодарском крае мы стали пионерами в обучении методике TWI.


Несколько слов, что это за метод.

Во время Второй мировой войны в США были разработаны 3 разные программы TWI:

Рабочие инструкции TWI: быстрое обучение сотрудников правильному, безопасному и добросовестному выполнению работы.

Рабочие отношения TWI: построение позитивных отношений с сотрудниками, усиление сотрудничества и мотивации, а также эффективное разрешение конфликтов.

Метод работы TWI: улучшение рабочих процессов и процедур для производства большего количества качественной продукции за меньшее время за счет оптимального использования людей, машин и материалов, доступных в настоящее время.


Две дополнительные программы TWI были разработаны после Второй мировой войны.

Безопасность труда TWI: создание безопасных рабочих мест за счет предотвращения несчастных случаев.

Решение проблем TWI: решение сложных проблем, связанных с процессами и людьми, для получения быстрых и устойчивых бизнес-результатов.

После пандемии кадровый вопрос вышел на первое место, поэтому растет и интерес к методу TWI во всем мире.


Например, операционные менеджеры могут повысить вовлеченность и ускорить изменения с помощью программы TWI Job Relations.


TWI JR может помочь развитию навыков руководителей и менеджеров в управлении командами и быстрыми и эффективными изменениями. Высокопроизводительные супервайзеры обязаны знать, как укрепить и сохранить доверие и сотрудничество своих сотрудников, особенно в кризисных ситуациях и работе на удаленке.


Менеджеры смогут оперативно выявлять и решать проблемы людей на ранней стадии, используя четырехступенчатый метод решения проблем TWI-JR.

Короче говоря, они сделают людей ключевым приоритетом в своей повседневной работе, а это в свою очередь сделает сотрудников более счастливыми и продуктивными, а внедрение изменений станет намного проще и быстрее.


Основополагающие ценности всех программ TWI - что японцы сочли столь привлекательными, когда они впервые познакомились с TWI, - заключают в себе лидерские качества.


Каковы человеческие элементы TWI и почему, если они применяются, они приводят к окончательному успеху методов? Часто, когда я провожу обучение и произношу ключевую фразу: «Если работник не научился, значит, инструктор не научил», скептически настроенные участники сразу перебивают меня и говорят: «Подождите минутку! Это не ко мне. Если бы вы только знали, с какими людьми мне приходится работать…»


Когда я бросаю им вызов, они почти всегда возвращаются к позиции:« Даже если бы у меня был хороший метод обучения, они все равно меня не слушали бы ». Это верно.

Но это не проблема обучения. Это проблема лидерства. Лидер - это человек, у которого есть последователи.


Если люди не следуют вашим инструкциям, значит, вы их не ведете. Вы не умеете выстраивать эффективные трудовые отношения с работниками, хотя главная ваша цель, как руководителя и лидера состоит в том, чтобы заручиться преданностью и сотрудничеством людей в выполнении работы.


Когда мы применяем метод JR для развития и поддержания хороших отношений с людьми, только тогда люди начинают хотеть выполнять свою работу правильно и мы можем ожидать хороших результатов от наших усилий по обучению.

Считаю, что те наши предприятия, которые начали осваивать метод TWI, скоро получат существенные результаты в части сокращения брака, затрат, а главное перестанут сетовать на дефицит кадров на рынке труда. Более 100 человек мы уже обучили методу TWI.


TWI Основополагающие ценности всех программ TWI - что японцы сочли столь привлекательными, когда они впервые познакомились с TWI, - заключают в себе эти лидерские качества.


Каковы человеческие элементы TWI и почему, если они применяются, они приводят к окончательному успеху методов? Часто на сеансе служебных инструкций (JI), когда я представляю основную концепцию «Если работник не научился, значит, инструктор не учил», скептически настроенный участник говорит: «Подождите минутку! Ты не можешь надеть это на меня. Если бы вы только знали, за какими людьми я должен руководить… »Когда я бросаю им вызов, они почти всегда возвращаются к позиции:« Даже если бы у меня был хороший метод обучения, они все равно меня не слушали бы ».


Это верно. Но это не проблема обучения. Это проблема лидерства. Лидер - это человек, у которого есть последователи. Если люди не следуют вашим инструкциям, значит, вы их не ведете. Сегодня мы обнаруживаем, что с крупными и малыми компаниями реализация СО почти всегда сочетается с трудовыми отношениями (JR), где заявленная цель состоит в том, чтобы заручиться преданностью и сотрудничеством людей в выполнении работы. Когда мы применяем метод JR для развития и поддержания хороших отношений с людьми, только тогда, когда люди хотят выполнять свою работу правильно, мы можем ожидать хороших результатов от наших усилий по обучению.


TWI и кайдзен идут рука об руку, это две стороны одной медали. Когда работники начинают участвовать в разработке рабочих инструкций, и при этом владеют методами поиска потерь, система непрерывных улучшений начнет работать как по -маслу.


Как вы понимаете, за любым инцидентом стоят трудовые навыки сотрудников, на каждом предприятии свои особенности и свои наболевшие проблемы. Мы, как консультанты и тренеры поможем вам их определить. Проанализировать ситуацию, выяснить, где и какие происходят инциденты, и в итоге- определить, отсутствие каких навыков приводят к этим инцидентам.

Мы не будем переучивать ваш персонал, а лишь обучим их тому, чего им не хватает, так как, именно недостаточно сформированные навыки и рождают брак, приводят к авариям и другим инцидентам.


До встречи.

Ваш эксперт, директор АНО «Японский центр Кайдзен

Ольга Андреева

Просмотров: 10Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все